Может быть, кому-то уже все ясно. А я вдруг обнаружила, что ясности еще не хватает. Я хочу сказать что, эта статья не ответ на вопрос, а только рассуждения на тему, которая кажется актуальной. Автор этой статьи неравнодушен к идеям контактной импровизации. Поэтому точка зрения заранее определена - я буду смотреть из места, определяемого как область исследований в контактной импровизации. Существуют стили, жанры и виды. Как зрителю мне хотелось бы разбираться лучше в том, что я смотрю. Тревожное слово перформанс. Мало того, что не русское, оно еще и произносится с трудом. С танцем на первый взгляд проще, да только на первый. На второй уже так не кажется. Что называть танцем? Существующее представление об этом виде искусства только мешает и создает ситуации вражды и взаимопонимания.

 

Между танцем, перформансом и   контактной

импровизацией

Пока статья собиралась из слов и мыслей, у меня возникали сомнения в справедливости формулировок и описаний. Конечно, рамки условны, условно любое критическое мнение. В жизни все сплетено в единое целое, но все же люди ставят акценты, и что-то уходит в тень, не уходя совсем.

Поставить в один ряд эти слова меня принудила жизнь. Как зритель, я долго путалась в этих понятиях. Сейчас есть возможность предложить вам свои рассуждения и сомнения.

Танец. Что называть танцем. Есть привычка называть только специально отведенные для этого движения. Чаще всего танцем мы называем иллюстрацию душевных или эмоциональных движений, создание образов телом. Приверженцы традиционных и современных форм, основанных на труднодобываемой технике, вряд ли согласятся назвать танцем любое движение... И танцоры, исследующие новые формы, деликатно называют свое творчество движением и импровизацией. Отказ от правил, исследование, путь через решение задач и вопросов, интересующих именно меня, именно сейчас - путь индивидуальный, но не обособленный, потому что по неизвестным причинам, вопросы насущные для меня оказываются важными и для некоторых других людей... И наши, поначалу спонтанные попытки найти ответы на свои вопросы создают ту загадочную ткань танца, которую в некоторых городах России обозначили как контактная импровизация. Демократичность. Видимая доступность. Обманчивая легкость. Отсутствие необходимости демонстрировать технику движений. Спонтанность и доверие ситуации... Забегая вперед, скажу, что и здесь, в К.И. тоже есть техника....

Видимо, время споров, что называть танцем, прошло...

Независимые исследования, отказ от правил - в основе своей имеют глубокую цель - вернуть телу его законное право на радость движения. Танцевать может всякий. Но всякий ли может танцевать? Не лежит ли ответ на этот вопрос в областях сознания, мышления и психики....

В свое время рождение новых форм на стыке изобразительного искусства/театра, танца, звука, света создали перформанс. Это слово в русском переводе звучит всего лишь как представление, поэтому переводить на русский бессмысленно. Определений этого вида искусства оказалось несколько. Я полагаю, что имеет смысл употреблять это слово только тогда, когда происходит необратимая работа в глубинах психики - попросту говоря, когда с нами происходит что-то необычное и определенно позитивное. Перформанс родился в среде художников. Потеря интереса к созданию картины или скульптуры, осознание бессмысленности погони за красотой реальной жизни, выводили художника к синтезу. Процесс, имеющий корни и историю.

Золотой век перформанса на Западе - 70гг. К сегодняшнему дню, пожалуй, существуют устоявшиеся формы... Мое мнение, что цель любого перформанса попытка расширения своих собственных внутренних границ, словом разрешить себе жить более творчески, чем "двадцать минут назад". Классический перформанс тревожит сознание, дает импульс душевному движению и участникам, и зрителям... Поэтому он неповторим, если повторять структуру, то все равно будет что-то по-другому....

Справедливости ради, надо написать, что существует разница между перформансом и Перформансом, между танцем и Танцем, между к-и. и К.И.,..

Я думаю, что Перформанс К.И. ориентирован на работу с восприятием. Контактный импровизатор
работает, получая импульсы, воспринимая ситуацию на площадке, и реагирует танцуя. Своей
реакцией состоянием и движением                                                создает интригующую картину, непредсказуемую и

загадочную.

Со временем я стала разбираться, с чем имеет дело контактный импровизатор - появились слова, термины, понятия. Обаяние не пропало, просто расширились границы моего понимания.

Но существование этих границ напоминает мне о том, что есть еще, о чем спорить и думать, есть вопросы....

Коновалова Марина, Москва,   март - июнь 2000

 

О нас, или от редакции

N 1 (весна 2000)  N2 (осень 2000)   N 4 (весна 2001)  N 6 (2002-2003)

Гостевая книга

На главную

Hosted by uCoz