ПУБЛИКАЦИЯ
Геннадий Айги
СТИХОТВОРЕНИЕ-ПЬЕСА (Вещь для сцены)
Идея опубликовать стихотворение одного из
самых
переводимых русскоязычных поэтов
современности родилась
отнюдь не спонтанно,
Геннадий Николаевич внимательно прочитал
первый номер «Притяжения» и искренне
заинтересовался нашей темой.
Стихотворение публикуется с любезного
разрешения автора.
Пустая сцена, освещенная слабо.
Близкий голос (нечто
вроде: «ааа»), как бы ничего не выражающий. Долгая
пауза.
Удар - как об стену - за сценой.
Обрывок (в то же время - «цельный») бессловесного
хора, напоминающего молитвенное песнопение.
Сильный удар - как
об стену - за сценой. Долгая пауза.
Далекий крик ужаса -
по возможности «беспредельного». Свет
на сцене усиливается до максимальной яркости.
1967
ИЗ дневника
"Иногда
я чувствовал фразы, рассказ от моего тела, иногда что-то не понимая, что-то
барахлило, но одно только осознание этого давало новые
ресурсы. То, что я чувствовал, не было пантомима, это была сольная
импровизация, это была физическая работа, целостная, здесь было осознание и сознание.
Приятные моменты, когда я чувствую - мое место "здесь и сейчас", или
тело говорит -мне нужно быть
"там" - мое эго следует «туда» (но это не работа "ведомый -
ведущий") или мне следует уйти со сцены
и я оказываюсь зрителем и пожираю действие в целом и наслаждаюсь, что
меня нет в действии. Иногда так было на воркшопе Эстер, больше эта работа
остается в теле, закрепляется. А также я все время ошибаюсь, после
воркшопа у себя на занятии у меня вообще
ничего не получается, я не могу настроиться, я не могу работать, я не
понимаю... Когда я танцую, я забываю про все, иногда даже про себя, это
сумасшедший танец и он не безопасен, об
этом впоследствии говорит тело. Я чувствую, что Эго настолько сильно, что я забываю про перфоманс, который мы делаем вместе с
другими людьми. Мне интересно работать с партнером, ритм которого мне подходит. Для меня важен процесс общения -
встреча, развитие, "логичное "расставание - что бы оно случилось само собой.
Такое расставание случается нечасто, в моей голове сначала звучит мысль
"пора заканчивать", и я ищу энд, но понимаю, что было бы ценнее, чтобы оно случилось до этой мысли…
До мартовской лаборатории во мне
что-то забилось, мне надоело танцевать сольную импровизацию, я не мог выйти за
рамки отработанной техники и сложившегося двигательного опыта, я не получал
удовольствия от своего соло. Трудно танцевать импровизацию одному, это сложная
работа. Целый месяц после мастерской в Питере я работал со своим телом и
мыслью, обращая внимание на идеи и концепции, которые появлялись в моей
голове, пытался разрабатывать (из разговоров с Эстер)... Порой это была
непонятная работа, неизвестные пространства открывались и закрывались для меня.
Когда я увидел сцену ТЮЗа 30 апреля в Ярославле,
мне было и приятно, и страшно от серьезности мероприятия... - Куда же я попал?
И легко - я был уверен за себя и за
то, что я делаю.
Я чувствовал, что я попал именно в ту точку, где я должен
быть в этот момент времени. Я представил
свое импровизационное соло, которое дало мне новые ресурсы, силы и энергию, и
еще больше идеи... И импульс к
дальнейшему развитию.
Николай Щетнев (Архангельск)